ФОНД ХОЛОКОСТПАМЯТЬ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ХОЛОКОСТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА
НОВОСТИ ЦЕНТРА
CОБЫТИЯ И ФАКТЫ
КОНКУРС
ИССЛЕДОВАНИЕ
СМИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА
МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР
МУЗЕЙ
ПРАВЕДНИКИ
БИБЛИОТЕКА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ССЫЛКИ
ENGLISH VERSION

Информация о прошедших конкурсах

Положение О III Международном конкурсе работ школьников, студентов и преподавателей "Уроки Холокоста – путь к толерантности"

Победители и призеры 2-го Международного Конкурса на учебе...
в Израиле 22 марта-3 апреля 2004 года

Предлагаем Вашему вниманию информацию о поездке группы преподавателей русских и украинских школ - победителей и призеров 2-го Международного конкурса "Уроки Холокоста-путь к толерантности" в Израиль Это была рабочая поездка.(Хотя удалось и немного отдохнуть) Основное время этой группы прошло на занятиях в Институте "Яд Ва-шем" в Иерусалиме. В высшей степени насыщенная экскурсионная программа так же была направлена именно на получение дополнительной информации по теме Холокоста. Катастрофа рассматривалась не изолированно, а в контексте со всей историей человечества и историей еврейского народа в частности. Подобное построение учебного процесса организаторами позволило людям, в большинстве своем никогда не бывавшим в Израиле,получить не только знания,но и наполнить их эмоциональным восприятием. Именно об этом и рассказывали участники этой поездки по возвращении из Израиля. Фонд "Холокост" выражает глубокую благодарность всем организаторам поездки и и учебного процесса. Особенно приятно было сотрудничать с Ирит Абрамски. Она и ее сотрудники отнеслись к нашим учителям со всей душой.

О конкурсе

На протяжении нескольких лет Фонд «Холокост» проводит Всероссийский и Международный конкурс работ среди преподавателей, школьников и студентов по теме Холокоста. Сейчас в конкурсе принимают участие представители более чем из 40 регионов России.

В конкурсе выделяют 3 основные группы участников конкурса:

  1. школьники (8 - 11 класс) и учащиеся средних специальных учебных заведений;
  2. студенты и аспиранты вузов;
  3. преподаватели высшей и средней школы.

Конкурс проводится по 4 номинациям:
  1. Лучшая научная работа
  2. Лучшая творческая работа (это может быть эссе, рассказ, стихи, рисунки)
  3. Поисковые работы (интервью, исследования на оригинальном материале истории семьи и т. д.)
  4. Методическая разработка

Тематика представленных на конкурс работ может затрагивать следующие вопросы:
  • судьбы евреев в гитлеровской Германии и оккупированной Европе (прежде всего - на территории СССР);
  • уничтожение евреев и их Сопротивление;
  • жизнь и смерть в гетто и концлагерях;
  • спасение евреев людьми других национальностей (Праведники Народов Мира).

Учащиеся и студенты могут выбрать темы: "Дети - жертвы Холокоста", "Холокост и этнонациональные проблемы нашего времени", "Холокост и развитие цивилизации"; "Холокост в искусстве", "Холокост в истории моей семьи", "Жизнь и смерть … гетто", "Евреи в лагерях смерти" и т. д.

Преподаватели представляют методические разработки по теме Холокоста: планы и тексты уроков, программы факультативов, проекты, сценарии внеклассных мероприятий, учебные пособия, тексты для разделов учебных и методических пособий. Возможные темы: "Антисемитская политика нацистов", "Нацистский оккупационный режим и Холокост", "Уроки Холокоста и современная Россия", "Уроки Холокоста и нарушение прав человека на расовой, религиозной и этнической почве", "Связь Холокоста с попустительством ксенофобии и расизмом" и т. д.

В качестве конкурсных работ могут выступать также компьютерные программы, мультимедийные проекты и Web-сайты.

Требования к конкурсным работам

  1. Рекомендуемый объем конкурсной работы - не менее 10 страниц (на компьютере).
  2. Требования к печати: 1 страница - лист формата А4; Microsoft Word, шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта 14, печать через 1,5 интервала, выравнивание по ширине. (По просьбе организаторов конкурса и при наличии технических возможностей необходимо предоставлять дискету, содержащую текст работы).
  3. Принимаются рукописные работы, написанные аккуратно и разборчиво.
  4. Страницы работы должны быть пронумированы.
  5. Если работа снабжена приложениями - необходим их список, если автор использовал какую-либо литературу - необходимы сноски (ссылки) и библиография (список использованной литературы).
  6. Обязательно наличие титульного листа с указанием названия работы и следующих данных: - для школьников и студентов - Ф.И.О автора, место учебы, класс (курс), о научном руководителе - ФИО, преподаваемый предмет; для преподавателей - ФИО, место работы, должность (включая преподаваемый предмет).
  7. К работе необходимо приложить заявку на участие в Конкурсе.
Приветствуется написание работ, основанных на использовании книг:
  1. Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд "Холокост", 2001.- (Российская б-ка Холокоста).
  2. Брухфельд С., Левин П. А. "Передайте об этом детям вашим…": История Холокоста в Европе. 1933-1945.- М.: Текст, 2000.
Свидетельства и награды

  • Свидетельства выдаются всем участникам конкурса.
  • Авторам работ, отмеченных жюри конкурса, вручаются (высылаются) благодарственные письма.
  • Лучшие работы отмечаются специальными дипломами трех степеней.
  • Лучшие работы рекомендуются к публикации.
Сроки и порядок представления конкурсных работ

Срок подачи работ на конкурс - с 1 марта до 15 ноября 2003 г.
Подведение итогов - декабрь 2003 г.
Награждение лауреатов конкурса - Москва, январь 2004 г.
Конкурсные работы следует направлять по адресу: 115035, Москва,
ул. Садовническая, 52/45, Фонд "Холокост".


Итоги 1-го международного конкурса работ о Холокосте

В конкурсе приняло участие около 400 работ школьников, преподавателей и студентов 5 государств (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Эстония). Россия представлена работами из 21 регионов, в том числе 4 республик (Башкортостан, Дагестан, Карелия, Татарстан), 3 краев (Красноярский, Приморский, Хабаровский) , 12 областей, Москвы и С.- Петербурга.

Первыми премиями отмечены:

  • работы школьников Александра Лысенко (г. Ивня Белгородской области); Екатерины Гордеевой (Тамбов) и Елены Бабаковой (Киев, Украина).
  • преподавателя Светланы Логуновой (с. Вознесенское Верхнетоемский р-н Архангельской области) и Ольги Степченко (Москва).
    Первый приз среди работ студентов не присуждался.

    Второе место заняли:

  • школьники Полина Щербина (г. Владивосток); Вера Журавлева (г. Кировск, Ленинградская обл.); Анна Митяй (г. Богуслав, Украина);
  • преподаватели Галина Афанасьева и Светлана Бойко (г. Кировск);
  • студенты Мария Белугина (Смоленск); … (С.- Петербург);

    Третье место присуждено:
    среди школьников: Мария Мухина (Нижний Новгород); Виталий Школьный (Белая Церковь, Украина) ; Валерия Кузьмич(г. Бобруйск, Беларусь).среди преподавателей: Екатерина Ласкина и Людмила Пучкова (Москва);среди студентов: Дмитрий Плоткин (Москва).

    Поощрительниые призы получили Юлия Лещинская (Москва) и Лилия Бородкина (Таллинн, Эстония) в номинации "Творческие работы школьников"); преподаватели Леонид Пятецкий (Москва) , Анна Цуканова ( Благовещенск); Ирина Лапина (С.- Петербург), Ирина Сащенко (Воротынск, Калужской области) за активное участие в организации городских конкурсов.

    Ценные подарки для победителей предоставлены председателем Попечительского совета Фонда "Холокост", зам. председателя Комитета по международным связям Совета Федерации РФ Л.Б. Невзлиным.


    Посольство Швеции в Москве, Шведский Институт, Институт "Открытое Общество" (Фонд "Сорос") и Фонд "Холокост" в рамках проекта "Живая история" проводит семинар для учителей "Преподавание истории Холокоста в России: собственный опыт". Ежегодный семинар шведских и российских учителей на этот раз пройдет в Подмосковье с 21 по 24 февраля 20003 года. На семинаре предполагаются выступления российских и шведских преподавателей, которые поделятся личным опытом преподавания истории Холокоста (А.Е. Гербер, И.А. Альтмана, А. Ливерганта, К. Маттсона, Р. Нильссона, М. Энокссон, П. Левина).


    Информация о конкурсах в других городах

    В Беларуси подведены итоги 1-го Республиканского конкурса "Холокост. История и совре-менность". В нем участвовало 226 работ учащихся, учителей и студентов, авторы которых про-живают в 72 населенных пунктах: Минске, 5 областных центрах (Могилеве, Гродно, Витебске, Гомеле, Бресте), 30 районных городах и 36 деревнях. 59 авторов работ признаны Лауреатами конкурса.
    Рассказывает организатор конкурса, руководитель республиканского Фонда "Холокост" д-р Инна Герасимова:
    "Мы не ожидали такого интереса педагогов и учащихся - ведь долгие годы тема Катастрофы замалчивалась. Пока ее нет ни в школьной, ни в вузовской программах, ни на страницах учебных пособий. Я несколько лет вела спецкурс по истории еврейского народа в Белорусском государственном универ-ситете и видела искренний интерес своих студентов к трагедии еврейского народа в годы нацистской оккупации. Помог нам и опыт участия в ежегодных конференциях школьников, проводимых ежегодно российским Фондом "Холокост" в Бресте. Подкупает не только эмоциональность и искренность работ, но и их высокий профессиональный уровень. О некоторых местах уничтожения евреев мы узнали из работ учеников. Очень высок уровень и методических разработок. Так, среди учителей в номинации "Исследовательская работа" победила Ольга Струганова , преподаватель колледжа бытового обслуживания из Гродно. Она представила работу "Жизнь и борьба. Гродненское гетто" . В номинации "Методическая работа" лучшей признана разработка урока Ирины Поляковой , учителя гимназии №1 г. Гродно "Толерантность - уроки Холокоста" .
    В номинации "Документальный рассказ" победил Григорий Карпилов , преподаватель по классу флейты СШ № 102 с музыкальным уклоном, г. Минск. Он представил очень интересную работу "День рождения" .
    Мальвина Котова , учитель белорусского языка и литературы СШ №4 г. Костюковичи Могилевской обл., стала лауреатом за работу с характерным названием: "С надеждой на то, что подобное никогда не повториться ни с одним народом" .
    Среди учащихся специальный приз за лучшую исследовательско - краеведческую и творческую работу вручен Марине Кравченко , ученице 9 класса СШ №2 г. Чериков Могилевской обл. В номинации "Поисковая работа" победил девятиклассник Николай Рыженький из Романовской СШ Могилевского р-на. Его работа называется : "Им дам я в доме моем и в стенах моих память и имя,…которые не изгладятся" .
    В номинации "Исследовательская работа" победили Ольга Селицкая , 11 кл; девятиклассники Андрей Акушевич и Григорий Стешко из Долгиновской СШ Вилейского района. Они написали работу "Трагедия жителей еврейской национальности во время фашистской оккупации в д. Долгиново".
    В номинации "Холокост и современность" лучшей названа работа минчан Георгия Шахназаряна и Виталия Кирикова , СШ № 132 г. Минска, за работу "Фашизм в наши дни" . В номинации "Трагедия маленьких местечек Беларуси" победила Мария Гончаревич ,11 кл. Весейская СШ, Слуцкий район за работу "Махорты - трагедия века" .
    В номинации "Творческие работы" лучшим признано стихотворение Анны Баркан , 8 кл, СШ № 138.г. Минск "Память" , посвященное Праведникам Народов Мира. Лучшим среди студентов стал Сергей Солодкий , студент ПТУ №226 торговли (г. Бобруйск) "Оккупационный режим в Бобруйске в период Великой Отечественной войны. Жизнь и борьба евреев в гетто и концлагерях".
    Подавляющее большинство участников и победителей конкурса - неевреи. Их объединило умение почувствовать боль другого народа и увидеть связь со своей собственной историей и завтрашним днем. Символично, что мы определили лауреатов в дни, когда в Беларуси отмечалась 60-я годовщина уничтожения Минского гетто. Надеюсь, что успех этого конкурса позволит наконец включить тему Холокоста в образовательные программы Республики Беларусь".
    А 23 ноября в Минск приглашены все участники конкурса, которые примут участие в научной конференции по теме Холокоста . Они выступят с докладами, представят свои творческие работы, получат возможность для общения.
    Работы победителей переданы в жюри 2-м Международного конкурса "Холокост: память и предупреждение". Его итоги будут подведены в Москве 27 января 2004 г. - в годовщину освобождения Советской Армией лагеря смерти Освенцим.

    В течение 2003 года в городе Благовещенске был проведён заочный конкурс среди образовательных учреждений Амурской области на тему: "Уроки Холокоста и современность". В конкурсе приняли участие школьники Муниципальной общеобразовательной гимназии № 1, Муниципальной средней полной общеобразовательной школы №5 г. Благовещенска, студенты Благовещенского педагогического колледжа № 2, Благовещенского государственного педагогического университета и Амурского государственного университета. Количество участников составило более 70 школьников, студентов и преподавателей.
    Конкурс проводился в целях привлечения внимания к истории Холокоста, формирования у учащихся и студентов толерантного сознания по средствам изучения истории Холокоста, развития творческих способностей.
    В рамках конкурса были представлены работы по следующим направлениям:

    • плакаты и рисунки
    • стихотворные произведения
    • рефераты
    • сочинения, эссе, рассказ

    Наиболее удачными, по мнению организаторов конкурса, были работы представленные в номинации плакаты и рисунки авторы Соснин Артур, Лебедева Надежда, Григорьева Евгения и Бондарь Анна, Благовещенский педколледж № 2, преподаватель Цуканова Анна Петровна, среди студентов Благовещенского государственного педагогического университета можно отметить работы Воротынцевой Елены, Кучиной Елены, преподаватель Моркович Дмитрий Сергеевич, наиболее содержательными и интересными были рефераты Крайновой Виктории "Истоки, проблемы и уроки Холокоста" гимназия №1 г. Благовещенска, Мушта Дарья "Холокост и этнонациональные отношения в России" МСПОШ № 5 г. Благовещенска. Среди участников представивших работы выделяются творческие сочинения Долотовой Анны "Мир пытается забыть о бессмысленной волне ненависти" Благовещенский педагогический колледж № 2, преподаватель Цуканова Анна Петровна, Шарутиной Марии "Воспитание толерантного сознания на примере истории Холокоста" МСПОШ № 5 г. Благовещенска, преподаватель Созончук Елена Викторовна, на конкурс был представлен оригинальный рассказ Лакиной Юлии "Рожденные, чтобы умереть" МСПОШ № 5 г. Благовещенска, преподаватель Созончук Елена Викторовна, среди стихотворных произведений можно выделить Звериву Алину БГПУ, педагог Моркович Дмитрий Сергеевич.
    Цуканова А.П.

    Справки:

    115035, Москва, ул. Садовническая, 52/45, Центр (НПЦ) "Холокост"..

    Тел. (495)951-6797, (495)953-3362
    Тел/факс (495)951-5876
    E-mail: info@holofond.ru


  • © Центр «Холокост», 2003-2007