ФОНД ХОЛОКОСТПАМЯТЬ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ХОЛОКОСТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА
НОВОСТИ ЦЕНТРА
CОБЫТИЯ И ФАКТЫ
КОНКУРС
ИССЛЕДОВАНИЕ
СМИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА
МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР
МУЗЕЙ
ПРАВЕДНИКИ
БИБЛИОТЕКА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ССЫЛКИ
ENGLISH VERSION





Январь          Февраль           Март          Апрель           Май          Июнь

Июль         Август          Сентябрь         Октябрь          Ноябрь         Декабрь






26.01.2007. На заседании Генеральной Ассамблеи ООН, по инициативе делегации США консенсусом была принята резолюция, осуждающая любые попытки отрицания Холокоста. В резолюции подчеркивается, что память о Холокосте имеет решающее значение для предотвращения будущих актов геноцида, а любые попытки поставить под сомнение реальность этого неоспоримого и ужасного трагического события повышают риск его повторения. «Генеральная Ассамблея безоговорочно осуждает любое отрицание Холокоста. Она настоятельно призывает все государства-члены безоговорочно отвергать любое отрицание Холокоста — будь то полное или частичное — как исторического события или любые действия в этих целях», — говорится в резолюции. Делегация США заявила, что поводом для представления такой резолюции послужила инициатива Ирана по проведению конференции, посвященной оценке природы и масштабов уничтожений людей в фашистских лагерях, а также высказывания президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, в которых он поставил под сомнение реальность Холокоста. МИД России в своем официальном сообщении назвал неприемлемыми попытки героизации пособников фашизма и предостерег от попыток пересматривать историю Второй мировой войны. "Должны быть неприемлемы любые попытки героизации пособников фашизма - относится ли это к бывшим легионерам организации "Ваффен-СС" или другим коллаборационистам, уничтожившим сотни тысяч мирных жителей, военнопленных и узников "лагерей смерти", - говорится в сообщении департамента информации и печати МИД РФ в связи с днем памяти жертв Холокоста.- "У нас в стране свято чтут и всегда будут чтить память жертв нацизма, в том числе шести миллионов евреев, половина из которых была гражданами СССР. Мы никогда не забудем героический подвиг тех, кто положил конец бесчеловечному нацистскому режиму". Иран был единственной страной ООН, выступившей против принятия резолюции, мотивировав свою позицию тем, что инициаторы этого политического документа якобы злоупотребляют трибуной ООН в личных политических целях и в интересах Израиля. "Мы гордимся тем, что мир сегодня в один голос заявил о своем неприятии забвения памяти жертв Холокоста. Иран остался в ООН в полной изоляции", - сказал журналистам посол США в ООН Алехандро Вулфф, инициировавший документ, соавтором которого стала Россия и еще 102 государства.

Комментарии

http://www.wek.ru/world/2758/
http://www.mezhdunarodnik.ru/news/text-4869.html



22.01.2007. Мемориал «Яд Вашем» впервые получил ходатайство о признании одним из «праведников народов мира» человека арабской национальности. Американский еврей, глава вашингтонского Института ближневосточной политики, востоковед Роберт Сатлоп, провел исследование, посвященное арабам, спасавшим евреев в годы Холокоста, и представил документированную просьбу о внесении в списки праведников тунисского фермера Халеда Авада аль-Вахаба, умершего в 1997 году. Р. Сатлоп заявил, что надеется своим исследованием нарушить «заговор молчания», который окружает в арабском мире тему спасения евреев арабами в годы Холокоста. Он начал свое исследование после терактов 11 сентября 2001 года, поскольку решил, что именно отрицание Холокоста в арабском мире является главным источником конфронтации между Западом и миром ислама. По мнению ученого, традиционные методы преподнесения уроков Катастрофы в арабском мире «обанкротились», что заставило его искать каких-то новых путей. Сатлоп решил выяснить, были ли в годы войны арабы, помогавшие спасать евреев, — поскольку такой подход, по его мнению, способен дать «самый позитивный ответ отрицателям Катастрофы». Сейчас в списках праведников народов мира, хранящихся в музее «Яд Вашем», более 21000 имен, 60 из которых принадлежат мусульманам — в основном, жителям Боснии и Албании. Ни одного араба в списках праведников нет. Между тем, в странах Северной Африки под властью нацистов или их союзников в годы войны жили более полумиллиона евреев. Они подвергались тем же преследованиям, что и евреи Европы, за исключением «окончательного решения» — лагерей смерти. Никто из историков до Сатлопа не пытался выяснить, были ли среди арабов люди, спасавшие евреев от преследований. С другой стороны, и сами арабские спасители евреев не стремились к известности и стремились скрыть такого рода поступки. С этим ученому пришлось столкнуться в ходе своей работы: внуки людей, о деятельности которых сохранились документальные свидетельства, отрицали, что их предки спасали евреев. Сатлопу все-таки удалось получить несколько свидетельств, но для представления материалов в «Яд Вашем» требовалось хотя бы одно свидетельство самого спасенного еврея. И такое свидетельство в конце концов нашлось: 73-летняя жительница Лос-Анджелеса прислала ученому письмо с рассказом о том, как тунисский фермер прятал на своей ферме ее и 24 ее родственников до прихода союзнических войск и даже, рискуя жизнью, не дал германскому офицеру изнасиловать ее мать. Получив письмо, историк отправился на указанную ферму и опросил людей в округе, получив подтверждение показаниям спасенной дамы (которая к этому времени умерла). В музее «Яд Вашем» пока не могут сказать, будет ли удовлетворено ходатайство Сатлопа. Ученый, не дожидаясь окончания формальной процедуры, опубликовал книгу о результатах своего исследования, и в вашингтонском Музее Катастрофы готовится перевод отрывков из этой книги на арабский язык, фарси и урду. Скоро эти тексты будут опубликованы в Интернете. На прошлой неделе ученый представил результаты своего исследования в Египте, рассказав о них журналистам и послам государств Арабской лиги.

http://news.israelinfo.ru/art/20493



22.01.2007 Житель деревни Богдановка Лунинецкого района Брестской области вопреки желанию местных властей на собственные средства установил памятник на месте расстрела евреев в годы Второй мировой войны. Николай Ильючик по национальности белорус. Но именно он решил увековечить память погибших в годы войны евреев, живших некогда в его родной деревне. "Делать добрые дела учит нас Бог, - сказал для Агентства еврейских новостей Николай. - И таким вот добрым делом для меня стало увековечение памяти безвинно погибших людей". Николай не архитектор, но именно он придумал композицию и сделал эскиз будущего памятника. С уже готовой работой он обратился за помощью в райисполком города Лунинца. Но мужчину просто отругали как школьника, сказав, чтобы не лез ни в свое дело. "Но я не оставил свою идею поставить памятник в честь безвинных жертв фашизма", - рассказывал Н. Ильючик. Николай начал расспрашивать старожилов о событиях, касающихся гибели евреев, и выяснил, что примерно 2 августа 1941 года неподалеку от деревни были расстреляны шесть мужчин-евреев. При этом он выяснил, что их фамилий нет ни в одном историческом документе, когда-либо официально опубликованном в Белоруссии. "В Богдановке до войны проживало всего шесть еврейских семей. И шесть мужчин из этих семей уничтожили фашисты, - пояснил Ильючик. - Я собрал много материалов об этих семьях. Через местные СМИ обращался даже к жителям района с просьбой откликнуться тех, кто что-нибудь знает об этих людях и тех далеких событиях. Потом снова пошел в райисполком с просьбой помочь или хотя бы дать разрешение на установление памятника на месте гибели людей". Но все усилия Николая объяснить необходимость такого памятного знака не увенчались успехом. Тогда он вместе с друзьями на собственные средства изготовил памятник и установил его на месте расстрела. Композиция впечатляет своей символичностью. В основании - Звезда Давида, на которой установлен огарок свечи, обмотанный колючей проволокой. Из него вместо воска стекают шесть капель крови (по числу погибших людей). Тут же прикреплена эбонитовая табличка с надписью на белорусском языке: "На этом месте в августе 1941 года были расстреляны фашистами мирные жители деревни Богдановка еврейской национальности. Вечная память!" После установки памятника Николай обратился в отдел культуры Лунинецкого райисполкома с просьбой зарегистрировать его как памятный знак. Но и в этот раз инициатива не нашла поддержки у власть предержащих. Н. Ильючика не просто не поддержали, а еще и пригрозили штрафом за якобы самовольное занятие земли (кусок пустыря!) под памятник. Несмотря на все неприятности Николай, его семья и друзья довольны тем, что осуществили мечту и увековечили память безвинно погибших. Сейчас в Богдановке евреев нет, а запрещенного властями памятника нет на карте района. Поэтому за ним не ухаживают местные школьники, и уход за могилой взяли на себя семья Ильючик и друзья Николая. "Мне очень обидно, что про людей забыли, как будто их и не было никогда, - с волнением говорит Николай.- Но у них ведь наверняка где-то остались хотя бы далекие родственники. Буду рад, если кто-то отзовется". Адрес Николая Ильючика: Республика Беларусь Деревня Богдановка Лунинецкого района Брестской области

Илья Разумовский
http://www.aen.ru/sketches/story-id=544/



19.01.2007. В Беларуси, в деревне Малятичи Крического района Могилевской области, еврейской население которой было полностью уничтожено в годы Второй мировой войны, в школе создается музей. Директор школы просит откликнуться всех, кто располагает какими-либо сведениями о трагедии. Лина Кобозова, директор малятичской средней школы, преподает историю и уже на протяжении многих лет вместе с учениками занимается изучением истории Холокоста в родных местах. Ребята вместе с учительницей выяснили, что в первые годы войны их деревня вместе с жителями была полностью сожжена. В живых остался только одни мальчик, который в послевоенные годы приезжал в деревню ежегодно и даже поставил самодельный памятник в память о погибших родственниках и земляках. К сожалению, местные жители не запомнили фамилию этого человека, который в последние годы уже не появляется в деревне. О выжившем мальчике известно только, что после войны он жил в Ленинграде. Местные жители трепетно ухаживают за могилой погибших, всячески стараются сохранить установленный единственным оставшимся в живых жителем деревни памятник. Также ребята в месте с директором школы нашли место гибели евреев, жителей деревни Антоновка, которая располагалась примерно в километре от Малятичей и тоже была полностью сожжена фашистами. В послевоенное время эта деревня так и не восстановилась. Сейчас на ее месте силами школы и местных жителей установлен памятник в виде дерева с обрубленными ветвями. Возле него малятичские школьники ежегодно проводят линейку в честь начала учебного года. Сейчас в школе создается музей. И его создатели хотят, чтобы в экспозиции музея была представлена история местного еврейства, так как обе сожженные фашистами деревни до войны были почти полностью населены евреями. К сожалению, материалов о Холокосте и довоенной жизни еврейских местечек почти не сохранилось. Поэтому создатели музея обращаются с просьбой ко всем, кто располагает хоть какими-то сведениями об этих деревнях, об их жителя и событиях, там происходивших, откликнуться и сообщить известные сведения. Адрес: Республика Беларусь, Деревня Малятичи, Крического района Могилевской области. Средняя школа, директору Лине Кобозовой

http://www.aen.ru/in-brief/story-id=42092/



09.01.2007. На экраны США вышел фильм «Писатели свободы» режиссера Ричарда Лагравенезе. В основу его сюжета легла реальная история. В самом начале картины молодая учительница - идеалистка Эрин Грувэл (ее роль исполняет обладательница «Оскара» Хилари Суонк) в школе, находящейся в портовом городе южнее Лос-Анджелеса, знакомится со своим классом, в котором учатся 14-15-летние представители различных местных банд, которые формируют в школе группировки по расовому признаку. Учительница отчаянно пытается достучаться до своих подопечных, чей безысходный взгляд на жизнь емко передан словами чернокожего подростка, объясняющего учительнице, что «уважать тебя будут только после того, как тебя застрелят». Озарение приходит внезапно, когда на уроке она изымает у одного из учеников рисунок с жестокой карикатурой на чернокожего одноклассника. И тогда Грувэл, которая сама не еврейка, рассказывает ученикам об антисемитских карикатурах и спрашивает, слышал ли хоть кто-то из них о Холокосте. Конечно же, никто ничего не слышал. И тогда учительница покупает каждому ученику по экземпляру «Дневника Анны Франк». Эрин убеждена, что подросткам проще понять страдания своего сверстника. И действительно, вскоре к ней подходит в слезах ученица-латиноамерика и возмущается, почему та не предупредила ее, что Анна умрет. Грувэл организовывает экскурсию в Музей толерантности Центра Симона Визенталя в Лос-Анджелесе, где каждый школьник получает карточку с фотографией и историей подростка, погибшего в годы Холокоста, а потом все обедают вместе с четырьмя людьми, испытавшими ужасы Холокоста на собственном опыте. Учительница предлагает ученикам завести дневники, на страницах которых каждый смог бы поведать собственную историю о разрушенной семье, жестокости полицейских и погибших в бандитских войнах друзьях. Вскоре захваченные проектом ребята собирают деньги, чтобы привезти из Амстердама Мип Гиз, которая помогала прятать семью Анны Франк от нацистов, чтобы женщина выступила перед классом. Пожилая голландка и подростки из американского гетто сразу находят общий язык. И когда они называют ее героиней, она немедленно отвечает: «Нет, нет, это вы герои, герои сегодняшнего дня». В конце концов, Грувэл объединяет дневники своих учеников, которые теперь называют себя «писателями свободы», в книгу, которая и легла в основу фильма.

http://www.jewish.ru/news/culture/2007/01/news994244298.php



Британский эксперт: комплекс «Освенцим» нуждается в обновлении...

Предшествующая деятельность музейного комплекса и сохранение его в прежнем виде могли быть стать питательной средой для опровержения Холокоста, предупреждает британский эксперт по Освенциму. Планы сохранить Освенцим в прежнем виде могут дать больше аргументов отрицателям для их концепций о том, что массовое убийство евреев в концлагере было невозможно, говорит профессор Джонатан Веббер, профессор «еврейских исследований» - «Jewish studies» Бирмингемского университета и член правления Международного Совета по Освенциму. Как отметил Веббер, правление сообщило администрации лагерного комплекса в Польше, что оно заинтересовано в сохранении места, где находились газовые камеры, чтобы предотвратить, таким образом, снижение значения этого объекта.

«Любое вмешательство, связанное с газовыми камерами – это вмешательство в сердце и душу Освенцима, - говорит эксперт (Очевидно, Веббер хорошо знаком с мнением бывших узников в Израиле, недавно выразивших опасения банализации в связи с грядущими реконструкциями в музейном комплексе, которые могут, по их мнению, дать неверное представление о самом лагере, превратить его территорию стандартный комплекс.- Прим. переводчика), стремящийся убедить Совет искать лучших в мире технических специалистов перед началом такой грандиозной работы. Он ставит этот вопрос, поскольку несколько дней назад оставшиеся в живых узники собрались на очередной, 62-й годовщине освобождения Освенцима советскими войсками.

Время берет свое, и постоянный туризм наносит потери, говорит новый директор комплекса, историк Петр Цивиньский, и следует искать способы сохранить жизненное пространство комплекса и обновленные выставки, не растворяя, не нивелируя свидетельств злодеяний, причиненных евреям, цыганам, политзаключенным, сексменьшиснтвам и другим категориям узников лагеря.

По материалам новостного сайта «Scotsman.com News»
подготовил Григорий Рейхман



Приказ - расстреливать на месте!..

Вышла в свет новая книга о походе нацистов против Польши. В своем исследовании «Начало истребительной войны. Вермахт в Польше в 1939 году» Йохен Бёлер утверждает: Участие нацистской вермахта в преступлениях на Востоке и юго-востоке Европы, начиная с 1941 года, бесспорно. Тем не менее, безжалостная истребительная война, носящая расистский характер, начиналась с нападения на Польшу. В сентябре 1939 года наступавшие части вермахта убили тысячи граждан Польши - поляков и евреев, среди которых были как гражданские лица, так и военнопленные... Подробнее...

Григорий Рейхман, по материалам немецкой прессы
Фотоиллюстрация: солдаты вермахта в Варшавском гетто; обложка книги Йохена Бёлера

© Центр «Холокост», 2003-2007